Сегодня я начинаю новую рубрику в этом блоге, которая будет
посвящена преподаванию английского языка детям в возрасте от 8 лет. Ранее были
размещены несколько статей по переводоведению, но теперь я хочу посвятить
больше внимания моему опыту преподавания английского языка. Начать я решила с
преподавания иностранного языка детям, которые учатся в начальной школе, так
как для многих преподавателей это, та возрастная группа, работать с которой они
боятся. Мне бы хотелось поделиться моими идеями и советами по развитию у детей
такого возраста навыков чтения.

Однако, большинство современных учебников по английскому
языку, ориентированных на детей от 8 до 11 лет, включают в себя очень мало
материалов для чтения, а те, что имеют место быть слишком малы для адекватного
развития грамотности. Конечно, существуют специальные адаптированные книги на
английском языке, а том числе и для начального школы, но, к сожалению, очень
мало учителей включают их в свою программу преподавания, особенно, если речь
идет о преподавании в обычной школе. Но использование именно таких ресурсов на
каждом занятии, поможет ученикам добиться больших успехов в изучении
английского языка.
Хотелось бы рассказать немного о таких книгах для чтения, в
том случае, если Вы с ними не сталкивались ранее. В качестве примера для
учеников от 8 до 11-12 лет можно привести серию "Oxford Read and
Discover" от издательства
"Oxford University Press". Это не художественные книги, разбитые по
уровням и охватывающие темы, которые дети, изучают по другим предметам в школе.
Это позволяет не только учить детей английскому языку, но и развивать их
кругозор. Таким образом, это издание идеально подойдет Вам, если вы используете
или намереваетесь использовать очень популярную сейчас методику CLIL (Content
and Language Integrated Learning). Во всех книгах множество цветных
иллюстраций, фотографий, карт,диаграмм и таблиц, что также помогает
заинтересовать учащихся. Задания на понимание текстов и проекты разработаны
так, чтобы развивать не только язык, но и критическое мышление. Следует
отметить, что данную серию можно использовать не только для детей, но и для
подростков и взрослых, которые только начинают изучать английский язык.
Комплект состоит из учебника, рабочей тетради, книги для учителя и аудио.
Это конечно все замечательно, но что насчет того, как именно
следует работать с такими книгами и текстами для чтения? Как добиться
наилучшего результата?
В первую очередь, детей такого возраста чтению на
иностранном языке следует учить также, как мы учим детей читать на их родном
языке. Что это значит?
Во-первых, не нужно перегружать их множеством нового и
разного материала. Давайте тексты для чтения, которые связаны с уже пройденной
лексикой и грамматикой, темой из учебника. Будет лучше, если следующая тема для
чтения будет слегка затрагивать или продолжать, сильнее раскрывать предыдущую. Также
не давайте им слишком большие тексты для чтения. Для детей только начинающих
изучать английский язык достаточно текста из 8-9 предложений.
Во-вторых, перед тем, как переходить к учебнику, к написанному
тексту, следует поработать устно. Например, если это первый год обучения, то
урок можно начать с приветствий, спросить, как дела: Hello! How are you? I'm fine. How are you? I'm fine. Thank
you. Можно использовать маски или куклы-марионетки, чтобы повторить тему
"Знакомство", с которой мы всегда начинаем изучение языка: Hello! I'm Teddy. What's your name? My name
is Ann. This is my friend Bunny. Nice to meet you, Bunny. Nice to meet you,
too. Можно продолжить беседу одним из следующих образов:
1. How old are you?
I'm seven years old.
2. How is
the weather? Ir's sunny/rainy/windy/cloudy/snowy.
3. Are you
hungry? Do you want an apple? Are you thirsty? Do you want some juice? This is
for you. Here you are. Thank you. You're welcome.
4. What's
your favourite colour? Red. What about you? I like blue.
Затем можно попеть песенку, которую уже проходили ранее или
разучить новую. Здесь важно, что чем больше органов чувств мы задействуем в
процессе изучения языка, тем лучше воспринимается и запоминается новый материал.
С помощью пения детям очень легко запомнить новые слова и то, как они
произносятся. А если во время пения выполнять какие-либо движения, то это будет
еще полезней. С Интернета можно бесплатно скачать множество песенок для детей,
например, с сайта OUP Teacher's Club. Песенку мы сначала
слушаем и следим пальчиком или показываем на картинке на то, о чем поется.
Затем поем вместе с аудиозаписью.
Перед тем, как приступать непосредственно к тексту нужно
поработать над лексикой, ее произношением и грамматическими конструкциями,
которые встретятся в тексте. Для этого можно использовать иллюстрации из
учебника. Например, можно начать с произношения новых слов, которые встретятся
в тексте. Например, для самых начинающих, можно подобрать небольшие тексты для
чтения, адаптированные под каждую букву алфавита. Перед тем, как приступить к
работе с таким текстом, можно отработать произношение слов, содержащих эту
букву. Начнем с первой буквы алфавита – Аа. Заводим отдельный конвертик с
карточками со словами, содержащими эту букву из текста, и проделываем с ними
обычное упражнение – послушайте и покажите пальчиком, прикрепив карточки к
доске или написав на ней слова. Затем дети повторяют слова за вами. После этого
можно спросить детей какие еще слова они знают с этим звуком. Они могут также
сами изготовить карточки для слов с этим звуком, которые они тоже знают – пусть
напишут это слово и проиллюстрируют его.
Или, для детей с уровнем повыше, если нам в тексте
встретится новое слово take, я беру конвертик со звуком [ei] и мы повторяем
другие слова с этим звуком, которые нам уже встречались, а в конце я добавляю к
ним слово take. Таким образом, мы также создаем словарь в карточках,
основывающийся на фонетическом сходстве слов. Стоит отметить, что не следует
брать слишком много слов для отработки произношения - в таком возрасте
достаточно 4 слов на один звук или букву алфавита.
Другой вариант, посмотрите каких звуков в тексте много
встречается. Выберите два из них, например, обозначаемые буквами ch и sh. Сделайте карточки, на
которых будут написаны слова, содержащие эти звуки, но на месте этих звуков на
карточке будет пропуск. Также хорошо, если на карточках будет изображение,
соответствующее написанному слову. 6 карточек будет достаточно. Раздайте
карточки ученикам, а на доске напишите звуки и буквы, соответствующие им.
Произносите слова, а дети пусть впишут буквы, которые будут соответствовать
звуку, который они услышат в этом слове.
Можно также приготовить несколько карточек (около 3) с
изображениями и предложениями или словами. На каждой карточке должно быть одно
или несколько слов с одним звуком, который часто встречается в тексте. Спросите
учеников, чем похожи эти слова, а чем отличаются. Чтобы им было проще, выделите
буквы, создающие этот звук, другим цветом или подчеркните их.
Чтобы задействовать больше органов чувств (зрение и слух) во
время изучения фонетики, можно усложнить детям задачу и добавить на
произношение следующее упражнение. Выберите три слова, которые встретятся в
тексте. Напишите их на доске. Подготовьте карточки с разными звуками – гласными
и согласными, но только один из них будет встречаться в словах. Задание в том,
чтобы определить какой звук встречается в словах, услышав их.
Фонетику важно давать в контексте, чтобы дети ее поняли и
запомнили. Если Вы просто скажете – эта буква читается так, то Ваши слова не
принесут никакой пользы!
Проработав произношение слов, нужно познакомиться с их
значением и тем, в каком контексте мы их используем. Обычно в учебниках есть
пара упражнений для этого. В обратном случае, можно на доске или карточках
написать небольшие диалоги с пропущенными новыми словами (от 1-го до 3-х на
диалог). Вместе с учениками определить, какого слова не хватает, а затем разыграть
диалог в парах. Например, это отлично подойдет для темы "Знакомство".
Также можно сделать карточки с изображениями для новых слов.
Например, если текст на тему "Семья", то мы делаем карточки с
изображением мамы, папы, сестры, брата, дедушки, бабушки и т.п. Дети в парах
задают друг другу вопросы (например, Who is she?) и отвечают на них (He is my grandfather. She is my sister).
Мои ученики также очень любят играть в «Memory» из новых слов. Вам понадобиться
два набора карточек – первых с написанными словами, а второй с их
изображениями. Они выкладываются перед учеником вразброс, а он на память
соединяет слова и картинки, проговаривая все вслух.
Что касается грамматики, то, если в тексте встретиться
какая-либо конструкция, которую Вы еще не изучали, то можно ее вкратце
объяснить. В текстах для детей такого возраста обычно не особо много
грамматики, поэтому, если у Вас в тексте встретиться, например, слово could, можно просто объяснить,
что could – это can в прошлом.
Если в тексте встречаются слова, образованные путем
прибавления суффиксов и префиксов, можно объяснить словообразования таких слов.
Например, если встречаются пара прилагательных в сравнительной степени, то
можно объяснить, как меняется значение слова, если мы к прилагательному (long, short, tall) добавляем суффикс –er, а затем дать детям самим
попробовать образовать сравнительную степень прилагательных для 2-3 слов,
которые они уже знают. Пусть сравнят с ответами соседа по парте, а затем
проверьте всем классом.
Если встречается знакомая грамматика, которую Вы бы хотели
повторить, то, например, если это сравнительная степень прилагательных, Вы
можете написать на доске несколько знакомых ученикам прилагательных (я думаю, у
Вас может набраться около 8) и спросить детей, что случиться, если мы добавим к
ним суффикс –er?
Если в тексте нет новых грамматических конструкций, то для
повторения лучше всего подойдут упражнения на порядок слов и построение
предложений, если. Например, можно сыграть в «Кубики». Изготовьте из бумаги три
больших кубика (примерно 10 на 10), на гранях которого напишите по слову. На
каждом кубике должны быть местоимения, глаголы, существительные. Например, набор
слов может быть таким: I,
you, am, are, have,
want, can, like, ten,
tall, a cat, cake, run, cats.
Дети кидают эти кубики (сразу три) и из выпавших слов составляют предложения.
Подобное упражнение на составление предложений можно
сделать, используя вместо кубиков карточки со словами и картинками. Дети берут
по очереди из стопки карточки и из всех, которые им достанутся составляют
предложения.
Хотелось бы упомянуть, что для этих упражнений следует
использовать слова и части конструкций, которые встретятся в тексте, который
дети будут читать далее.
Нужно заметить, что такие упражнения даже не обязательно
выдумывать, а карточки не нужно делать самим. Это все можно найти в интернете и
Вам хватит этих заготовок на многие годы работы. Могу порекомендовать сайт www.oup.com/elt, где можно бесплатно скачать множество интересных
материалов для работы над такими навыками, как чтение и фонетика. А, опять же
бесплатно, присоединившись к клубу учителей на этом сайте, Вы получите еще
больше бесплатных материалов для проведения уроков. Стоит упомянуть и о книгах
для учителя, которые идут в комплекте к учебникам. Там Вы найдете рекомендуемый
план урока, а также множество советов и дополнительных заданий.
Теперь можно приступать к тексту. В первую очередь пусть
дети внимательно посмотрят на текст и картинки, найдут в тексте знакомые слова.
Прочитайте вслух название текста. После этого объясните значение новых слов,
которые встретятся в тексте – напишите их на доске. Если дети знают синоним
этого слова, то объясните с его помощью по-английски. Если это возможно,
выпишите на доску предложения из текста с новыми словами – пусть дети попробуют
угадать значения новых слов. Угадывание значения незнакомого слова из контекста
– это очень важный навык, который надо прививать с самого начала изучения
иностранного языка. В крайнем случае, переведите новые слова. Старайтесь давать
для чтения тексты, в которых 95% слов уже знакомы ученикам. То есть, новых слов
в тексте должно быть не много – 4-5.
Теперь включаем аудио запись, чтобы дети послушали текст,
следя по учебнику. Пусть показывают пальчиком на те слова, которые они слышат.
Включите запись еще раз – в этот раз ученики читают вслух вместе с аудио. Это
поможет поставить им правильное произношение и интонацию.
Теперь вспомните, какие звуки вы прорабатывали в начале
урока. Пусть дети посчитают сколько слов с такими звуками есть в тексте. А
теперь пусть подчеркнут все эти слова, а затем разложат карточки со словами с
этими звуками в том порядке, в каком они встречаются в тексте. Придумайте для
каждого звука по жесту и во время чтения текста встречая звук, делайте это
движение. Использование движений и напоминание о том, как произносятся слова,
поможет детям быстрее научиться читать, лучше запомнить слова и больше понять
текст. После этого дети могут почитать текст по предложению в парах или
маленьких группах.
Можно также сыграть в игру «That’s not right» - учитель читает текст, изменив несколько слов, а дети,
когда услышат ошибку говорят «That’s not right» и правильное слово.
Для этой игры лучше всего заменить новые слова и слова, которые ученикам сложно
запомнить.
Другая игра – «Find the Word». Учитель
показывает ученикам карточку со словом из текста. Задачи учеников – найти это
слово в тексте и прочитать предложение, в котором содержится это слово.
Теперь можно перейти к упражнениям на понимание смысла
текста. Сначала задайте несколько (около трех) вопросов для обсуждения текста. Можно
написать по 3 вопроса по тексту на карточках и раздать карточки ученикам. Но
перед тем, как они начнут отвечать на вопросы в парах, прочитайте вопросы,
чтобы они повторили за Вами, таким образом отработав правильное произношение и
интонацию. Первый вопрос можно задать одному ученику из класса, а потом перейти
к работе в парах.
Потом можно сделать следующее задание – напишите на
карточках два-три вопроса по тексту с двумя вариантами ответа, дети должны
выбрать правильный ответ.
Для домашнего задания, помимо обычного задания из Workbook, можно дать
разукрасить или нарисовать картинки к тексту, который читали на уроке. Но детям
будет намного интересней, если предложить им переделать историю-текст из
учебника под себя. Например, на уроке мы читали текст под названием «Let’s go to the park». В конце урока раздайте
им листовки, которые будут выглядеть также как страница с текстом, но без
картинок и некоторой тематической лексики (однако, грамматические конструкции
должны присутствовать). Дома они переписывают название истории, подписывают
свое имя и переписывают историю, меняя, к примеру, название игрушек, с которыми
они играли в парке, с кем они туда ходили, что они с собой брали, что там
кушали, но то, что сами хотят или рассказывая о своем походе в парк. Также они
сами рисуют рисунки, иллюстрирующие свой рассказ. Так изучаемый язык из свода
слов и правил, превращается для них в значимое средство общения.
Также хотелось бы посоветовать преподавателям не
пренебрегать заданиями на дом из компьютерных онлайн лабораторий (iLab, iTools или Online Practice), которые
сопровождают все последние издания британских учебников. Там встречается много
полезных и интересных заданий на повторение материала с урока, не говоря о том,
что учиться за компьютером в Интернете для современных детей намного интереснее
и это поможет мотивировать их к изучению иностранного языка.
Следующий урок можно начать с теста, который будет содержать
задания по тексту, который Вы прочитали, фонетике, новой лексике из этого
текста и грамматике. Можно провести диктант, выбрав 5-6 предложений из текста.
В завершении, хотелось бы отметить, что использование данных
упражнений, игр и заданий для развития навыков чтения, поможет Вашим ученикам
быстрее и интереснее научиться читать, а также узнать много нового и расширить
свой кругозор. А, в свою очередь, научив детей читать, развив у них
грамотность, Вы сможете успешнее построить их устную, разговорную речь.
Комментарии
Отправить комментарий