Современное поколение учеников, а сегодня речь пойдет о
детях начального и среднего школьного возраста, книжкам предпочитает
компьютерные игры, поэтому мы часто сталкиваемся с отсутствием интереса к
чтению. Но ничто не может сравниться с чтением на иностранном языке, так как это
– лучший способ значительно обогатить словарный запас, начать чувствовать язык
и ближе познакомиться с культурой страны, где говорят на этом языке. И по этой
причине сегодня я бы хотела поделиться с Вами простыми и практическими советами,
как заинтересовать детей чтением на английском языке.
Но перед тем, как мы перейдем непосредственно к практическим
советам, хотелось бы сказать, что любовь к чтению основывается на получении
удовольствия от этого процесса. Цель всех этих советов, не заставить учеников
читать, потому что надо, а увлечь их этим процессом через интересные задания,
игры и проекты.
Совет 1. Тематика
Чтобы детям нравилось читать книгу, тематика этой книги
должна быть им интересна, т.е. затрагивать их хобби и интересы. Поэтому я
советую вам узнать, чем увлекаются ваши ученики, и предложить им несколько книг
на выбор. Самостоятельный выбор книги очень сильно мотивирует, это первый шаг к
любви к чтению. Вы можете найти множество адаптированных книг для всех уровней
владения языком на различные темы в таких сериях, как Oxford Read and Discover для
детей начального школьного возраста и Dominoes для тех, кто постарше.
Совет 2. Коммуникативный подход
Коммуникативный подход подразумевает использование текстов
для чтения, которые пригодятся учащемуся для общения на английском языке в
реальной жизни. Эта связь материала для чтения с реальной жизнью мотивирует
учеников не только читать, но и изучать английский язык в целом. Развитие
навыков общения на английском языке осуществляется благодаря использованию
следующих упражнений, подразумевающих слушание и говорение через чтение:
Упражнение 1.
Предложите ученикам выбрать их любимую часть текста (главу
книги). Каждый ученик должен будет прочитать его любимую часть вслух всему
классу. Но сначала они должны самостоятельно попрактиковаться в чтении этого
отрывка, чтобы отработать произношение. Так же объясните им, что они должны
будут готовы объяснить или перевести любые слова из отрывка. Затем попросите
учеников подумать об эмоциях героев текста – пусть попытаются выразить эти
эмоции, читая текст. Они могут использовать разные интонации и голоса для
разных героев. Такая подготовка может быть дана ученикам, как домашнее задание,
а на следующем уроке вы можете попросить трех-четырех желающих прочитать их
отрывки у доски.
Это задание особенно интересно, когда все ученики читают
разные книги, потому что так можно заинтересовать учеников другими книгами из
школьной библиотеки.
Упражнение 2.
Попросите учеников записать на диктофон, как они читают их
любимую часть книги. Они должны выбрать часть, которая им очень нравиться и
которую, как они думают, их одноклассникам было бы интересно услышать.
Вовлеките в эту работу родителей, задав запись на дом. Уточните, что перед тем,
как записывать, они должны будут хорошо попрактиковаться в чтении этой главы,
чтобы не сделать ошибок в произношении слов на записи. Также они должны
подумать о героях книги, т.е. если в главе есть повествователь и два героя, то
слова каждого из них нужно читать разным голосом, с разной интонацией.
Предложите ученикам читать слова повествователя, а остальные роли могут
прочитать члены их семьи. Помимо этого, если в тексте, к примеру, написано о
том, что проехала машина, промурлыкала кошка, зашумел ветер, то дети могут
записать соответствующие звуки.
Свои записи дети приносят на следующий урок. На доске в
произвольном порядке напишите названия всех участвующих книг. Прослушайте
записи в порядке, отличающемся от порядка на доске. Ученики должны угадать,
какая запись какой книге соответствует, а также, кто ее сделал.
Совет 3. Проектная работа
Проекты по книгам – это отличный способ дополнить уроки
английского языка, развивая не только навыки письма и говорения, но и
критического мышления. Дети начального школьного возраста очень любят такие
креативные задания, так как любят мастерить и создавать что-то своими руками.
Обычно проекты состоят из письменной работы, дополненной
картинками, которая по окончании обсуждается устно на английском языке. Такие
проекты можно выполнять группами, и они отлично подходят для классов с
учениками с разными уровнями владения языком и способностями.
Приведу пример одного проекта, который больше всего
нравиться моим ученикам- изготовление постера-рекламы книги, которую они читают
или уже прочитали. Этот постер должен содержать название книги, рисунки и
иллюстрации на тему книги и ее сюжета. К примеру, они могут нарисовать обложку
для их книги. Если ваши ученики не любят рисовать, то они могут приклеить
картинки из распечатки книги или сделать коллаж из журнальных вырезок. Затем
пусть ученики подумают, о том, какие слова могут описать их книгу, какие слова
из текста важны для сюжета. Такие слова (не более 10) они также должны написать
вокруг рисунков на постере.
Когда постер готов, ученики презентуют всему классу свою
книгу. Можно устроить соревнование: после всех презентаций ученики выбирают одну
книгу, которую им хотелось бы прочитать по итогам рассказа о ней. Тот ученик,
чью книгу выберет больше одноклассников – побеждает.
Постеры можно повесить в кабинете или холле, чтобы
заинтересовать других учащихся (в том числе из других классов). Таким образом,
вы создадите среду из детей, читающих и любящих читать, что заинтересует
чтением еще больше других ваших учеников, а также будет способствовать тому,
чтобы те дети, которые уже читают, не бросили это занятие.
Совет 4. Веселье
Важно понимать, что мы не просто читаем книгу – процесс
чтения связан с множеством веселых заданий, игр и упражнений по книге, лексике
и грамматике, которая встречается в тексте. Вот несколько заданий, которые
можно использовать на таких уроках.
Упражнение 1.
Изготовление постеров с новыми словами из книги – это
отличный и веселый способ улучшить словарный запас учеников и мотивировать их к
чтению. Самое интересное в этом задании то, что ученики сами мотивируют друг
друга, соревнуясь, кто найдет и выучит больше новых слов.
Итак, каждый учащийся делает свой собственный постер на
листе А4 и, встречая новое слово в тексте, добавляет его на свой постер.
Ученики могут украсить постеры по своему усмотрению, например, рисунками,
иллюстрирующими сюжет книги. Следует мотивировать учеников к написанию как
можно большего количества новых слов. Когда книга уже прочитана, каждый ученик
сдает устно новые слова учителю - побеждает и получает приз тот, у кого не
только больше всего слов, но и кто знает значение их всех.
Упражнение 2.
В книгах дети сталкиваются с множеством грамматики, но при
чтении они не обращают на нее должного внимания. Вот один из увлекательных
способов изучения грамматических структур при чтении. Для этого задания у меня
есть вырезанные фигурки рыбок. Ученики выбирают 3-5 предложений из их истории и
выписывают их на лист бумаги. Учитель собирает эти листики и к следующему уроку
готовит следующее: необходимо убрать из каждого предложения по одному слову и
предложить три варианта, чтобы заполнить пропуск в предложении. Это задание
должно быть написано на рыбках. На следующий урок учитель раздает каждому
ученику по 3-5 рыбок с предложениями. Ученики должны заполнить пропуск в
предложении на рыбке.
Через урок мы возвращаемся к упражнению: на каждую рыбку
надевается металлическая скрепка, и все рыбки складываются в коробку (коробку
можно заменить шляпой, сумкой или миской). Раздаются (или изготавливаются
вместе с учениками) удочки – их можно легко сделать из ручки, плотной нитки и
магнита. Каждый ученик подходит к коробке с удочкой и ловит рыбку (установите
лимит в 30 секунд для каждого ученика). Затем он делает тоже самое задание, что
и на прошлом уроке. Если он сделал его правильно - оставляет рыбку себе, если
нет – отправляет обратно в «пруд». Если у вас большой класс, то можно
превратить это в групповую работу – скажем, по 5 человек на 1 «пруд». Тот, у
кого в итоге будет больше всего рыбок – побеждает.
Совет 5. Достижение цели
Всегда важно, чтобы учащийся и его родители понимали к
какому результату стремятся, а достижение этого результата у детей и подростков
должно поощряться с целью получения большей мотивации и заинтересованности.
Я обычно ставлю целью 10 адаптированных книг за учебный год
– по 5 в полугодие. Для отслеживания проекта в классе мы создаем специальные индивидуальные
буклетики- так называемые паспорта. Чем более официально и важно будет
выглядеть этот паспорт и происходить процесс его заполнения, тем серьезнее
ученик будет относиться к чтению. Чтобы учащимся было интереснее, я даю им
задание раскрасить их паспорт и украсить рисунками на их усмотрение.
Впоследствии в этот паспорт мы записываем название каждой новой книги и
отмечаем, что мы ее прошли красивой наклейкой (если возможно, связанной с
тематикой книги). Если этот паспорт для домашнего чтения, то можно сделать поле
для подписи родителя, свидетельствующей о том, что они с ребенком прочитали эту
книгу дома.
После прочтения 5 книг я дарю ребенку небольшую игрушку
и/или что-нибудь, связанное с изучением английского языка. В конце года, когда
мы прочитали все книги, ребенка ждет медаль, тот буклетик-паспорт, который мы
заполняли весь год, вместе с дипломом и какая-нибудь игрушка и т.п. в подарок. Это
отличный способ отслеживать прогресс и мотивировать учеников. Но следует
отметить, что у каждого ученика своя скорость обучения, и данный план подойдет далеко
не каждому учащемуся, и не стоит требовать от ученика большего, чем он сможет
осилить.
Совет 6. Участие родителей
В любом случае, стоит понимать,
что все идет из семьи, поэтому в доме, где родители прививают детям любовь к
чтению и поощряют интерес к нему, вероятнее всего вырастет ребенок, который
будет любить читать. Поэтому, если вы хотите активно использовать чтение
произведений на английском языке, как основу для ваших уроков, то вам стоит
заручиться поддержкой родителей и объяснить им, что чтение книги дома совместно
с родителями очень сильно мотивирует детей к чтению и изучению английского
языка, так как ребенок может поделиться с родителями своими впечатлениями и
новыми знаниями.
Я всегда предлагаю родителям нового
ученика, вместе со списком всего необходимого для уроков, буклет, как готовить
домашнее задание и читать книгу на английском языке дома, чтобы это приносило
наиболее эффективный результат, ведь далеко не все родители знают, как это
сделать правильно.
Касательно чтения, в буклете содержаться
следующие советы:
Совет 1. Режим.
Читайте книгу на английском
языке вместе с ребенком всегда в одном месте и в одно и то же время.
Совет 2. Веселье.
Чтобы повысить интерес ребенка
к чтению, чтение книги вместе с родителями должно быть для него веселым и
интересным занятием. Обращайте больше внимания на то, что Ваш ребенок уже знает
и что ему нравиться в истории. Так Вы повысите уверенность ребенка в себе, своих
знаниях и силах.
Совет 3. Упражнения.
Чтобы домашнее чтение было
более интересным, и в тоже время эффективным, занятием, вы можете дополнить его
следующими упражнениями:
Упражнение 1.
В процессе чтения дети сталкиваются
с множеством новых слов. Указывайте ребенку на наиболее важные из них в
процессе чтения и показывайте на картинку с изображением, чтобы ребенку было
легче запомнить новое слово. Повторяйте слово несколько раз вместе.
Тоже самое касается некоторых
фраз, которые говорят герои. Вы можете предложить ребенку произнести такие
фразы, как будто он герой книги с такими же эмоциями и жестами.
Упражнение 2.
Дети очень креативные и любят
выдумывать, поэтому прочитав часть текста, спросите ребенка, как он думает, что
случиться дальше (Это беседа может проходить на родном языке). Такое
«предсказывание» развивает критическое мышление.
Упражнение 3.
После прочтения книги, обсудите
ее с Вашим ребенком. Спросите понравилась ли ему или ей история, про любимую
часть истории, любимого героя, картинку и любимое новое слово. Обратите
внимания, что здесь нет неправильных ответов. Это, конечно, можно спросить на
родном языке.
Родителей можно вовлечь в
помощь ребенку с изучением английского языка не только дома, но и в классе,
если это возможно осуществить в том учреждении, в котором вы работаете. При
обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста
примерно раз в месяц в выходной день я устраиваю занятие вместе с родителями. В
последнее время это чаще всего уроки, основанные на хорошо известных
литературных произведениях на английском языке, подходящих для данной возрастной
группы, чаще сказках. На таких занятиях мы делаем проекты или ставим спектакли.
Эти уроки сближают родителей и детей, позволяют им побольше времени провести
друг с другом, а участие мамы или папы в учебном процессе мотивирует ребенка
учиться, тогда как родители могут оценить его прогресс в изучении языка и то,
как этому прогрессу способствует чтение.
Также в конце учебного года я
всегда отправляю родителям на почту или скидываю на флеш-карту несколько книг
для ребенка, если они захотят позаниматься чтением дополнительно на каникулах,
или этого захочет сам ребенок.
Я надеюсь, что мои советы
помогут вашим ученикам полюбить читать. Главное покажите им, что они могут
читать, даже если только начинают изучать иностранный язык, а затем шаг за
шагом пройдите с ними путь из предложенных советов. Я обещаю, что потом их
будет не оторвать от книг на английском языке. А чтение – это привычка
учащегося, который обязательно добьется успеха и в изучении иностранного языка,
и в жизни.
Комментарии
Отправить комментарий